Практическое самоосознание
введение в практику
Итак, начинаем. Как я говорил, самое естественное усилие для внутреннего человека - это осознавать себя. Самое естественное. И это самое простое на самом деле. Поскольку мы движемся по кругу, для нас сделать усилие осознавание, двигаться к себе является самым сложным. У нас просто привычка делать очень сложные дела, крутиться по кругу.
Практика очень простая по форме. Но можно там напутать очень многое. Можно создать псевдопрактику, заняться какими-то подменами. Все очень просто. После трех месяцев практики первоначальной практикование будет сводиться к усилию осознать себя. А начальная форма связана с тем, что называлось всегда самовспоминанием. Был такой человек, учитель мистический, Гурджиев. Вот он ввел этот термин «самовспоминание».
Первый этап называется «отрезвление». Это просто практика самовспоминания, самоизвлечения себя из форм. Т.е. все формы, которые встречаются вам - все, они должны быть подвергнуты самоизвлечению сознания. Т.е. любое явление, любой контакт с чем-либо, с одушевленным или неодушевленным предметом, с ситуацией, с мыслью, с чувством - из всего из этого нужно самовытащиться.
Как это делается? Утром вы уединяетесь, по возможности, садитесь напротив стены, желательно, на расстоянии на расстоянии вашей. Если вы не знаете, какая у вас аура, то где-то на расстоянии метра. И смотрите примерно в районе одной точки. Можете поблуждать немножко взглядом. Потому что в процессе самовспоминания возникают некоторые физиологические реакции, такие внутренние энергетические, они вынуждают совершать некоторые движения глазами зачастую. И вы сосредотачиваете себя на факте своего существования. Но существования не как личности, которая имеет это тело, имеет квартиру, детей, еще что-то. А существования вот этой вот точки самоосознания, того центра осознания, который на самом деле не имеет ничего этого. У самоосознания ничего нет. Все эти формы, они есть у этого тела, у этой личности. И факт этого владения, он записан где-то там, в каких-то бумагах.
Для некоторых может быть сложностью вот эта сосредоточенность просто на факте безо всякого повторения заклинания, что «я существую», «я есть». Для начала вы можете говорить себе, подтверждать: «Я есть», и возвращать сознание в сторону источника. Здесь вам нужно будет посоветоваться с более опытными товарищами, как? Проблемы могут быть у всех разные. Я столкнулся с совершенно неожиданными вещами, когда люди не могут осознать факт своего существования. То есть начинаются блуждания в уме, поиски в уме: где я? что я? существую? На самом деле факт существования очень простой - это всего лишь выражение вот этой точки осознания.
Когда вы говорите себе «я есть» и пытаетесь вспомнить себя, вспомнить про свое существование, возникает вот этот импульс, естественный импульс вытягивания, втягивания (с одной стороны вытягивания, с другой - втягивания). И нужно следовать этому импульсу, то есть не мешать ему. На пути этого импульса будет множество помех. И вы в первые дни практики увидите все эти помехи. Они возникают в виде уплотнения ауры: вы пытаетесь вспомнить и вдруг видите какое-то облако, уплотнение ауры. Это та форма, мысль, виртуальная реальность, которую вы сгенерировали не так давно. Если нормальная, хорошая аура не имеет каких-то уплотнений, она достаточно прозрачная, легкая, светлая, то обычно у людей там очень много сгущений, которые и есть эти виртуальные миры. Попадая в такое сгущение, сознание захватывается. И потом вы будете иметь возможность наблюдать, как при каком-то отвлечении, создании какого-то проекта (ну я под проектом имею в виду образ действий какой-то, что вы хотите сделать, планы), у вас образуется сгущение в ауре. Это не просто какое-то облачко легкое, на самом деле это форма, которая очень хорошо схватывает сознание. И когда вы будете пытаться вспомнить себя, вот мы отмечали в первой группе, бывали иногда такие сильные сгущения, что ну никак не пробиться. Ты видишь направление, но там стоит такой заслон, что ты спотыкаешься уже здесь. А вам нужно дойти вот сюда, если брать геометрически - в этом направлении. Позиция ребенка начинается где-то здесь.
В процессе практики отрезвления в течение трех месяцев вы должны выработать это усилие, уметь дойти до исходного рубежа. Это главное. И уметь там стоять. Конечно есть множество тенденций. Вся личность построена на том, чтобы выбрасывать точку сознания наружу, в ауру, создавать эти уплотнения. Вся работа личности построена только на этом. Происходит разбазаривание ресурсов души. Это не аллегория даже - это на самом деле так. Энергия души поступает и растрачивается на периферию. Это как бы вампиризм материи. Материя вытягивает душу, энергию души, и поглощает. Сейчас вы должны вернуть все обратно. И делается это только так. Никакие мысли, мыслеформы там реально никогда не помогут. Единственное, что вы можете, оставаясь в рамках ауры - подобраться немножко поближе, но оставаясь в ауре. В уме, или в чувствах, или в тонком уме - вы будете все равно в ауре.
А вот тот ручеек, который ведет, который проходит вертикально и ответвляется на уровне главных чакр, тех, в которых находятся постоянные атомы, вот через них возможен реальный вход в «здесь и сейчас», только через них. Мы как арии должны входить через это место. Здесь, вот это место называется «трон между бровями». Здесь сидит реальный человек. Когда вы полностью войдете туда, сядете на трон, ваша личность полностью изменится и вы встанете в позицию вот этого центра, вокруг которого все вращается. Здесь будет именно позиция царя. Вот царь, в чем его функция заключается? В том, чтобы сидеть на троне и ничего не делать. Если царь начинает что-то делать, суетиться, он уже перестает быть царем. Он уже функции раба, слуги будет выполнять. Это будет состояние так называемой интеграции личности, то есть вся личность будет полностью управляться вот этой вершинкой. Это состояние интегрированной личности. И сразу после этого следует третье Посвящение. Человек становится просветленным. И входит в царство душ или в царство небесное, как говорил Христос. Оставаясь в теле, конечно бездействующем, можно без тела, здесь уже особой разницы нет. Вот, с точки зрения теософии мы должны просто интегрировать свою личность.
Ошибки здесь могут быть разные. Во-первых, заходить по образцу. То есть однажды попав в это состояние, вы можете попытаться это запомнить и потом воспроизводить. Но ничего не получится - можно создать себе видимость практики, но не реальность. Потому что, как я объяснял, энергия жизни или сознания, она не повторяется. Она не может быть ухвачена, воспроизведена по шаблону. Здесь нужно каждый раз повторять усилие самовспоминания. Причем наиболее тонкое и глубокое, какое вы только можете. Сразу у вас не получится, конечно. Вы можете для начала повторять формулу «я есть» для того, чтобы как-то подсобрать свою структуру личностную. И конечно, практика будет оттачиваться, углубляться и приходить к более истинному виду постепенно, когда вы будете собирать ресурсы из ауры, свое самосознание. И к концу, после трех месяцев, скажем, вы уже будете больше осознавать, знать, какую работу вы проделали, сознательность повысится, другой будет взгляд на вещи.
И дальше уже пойдет практика переосмысления. Хотя переосмысление будет происходить уже и на этой стадии. Будут переосмысливаться все формы жизни, те которые вам попадутся на пути в процессе практики. Но второй этап - переосмысление - он более… Акцент поставлен именно на переосмысление.
Там еще есть третий этап, когда ваше сознание входит еще глубже и когда вертикальный поток идет постоянно. Он просто как спица пронизывает ваше сознание и фиксирует его в состоянии самоосознания.
Вы можете практиковать все практики, которые раньше практиковали. Но делайте это с осознанием, с самоосознаванием. Ну, допустим, в какой форме? Скажем, вы делаете медитацию или читаете мантры, еще что-то, но время от времени делаете самовспоминание. Перед началом практики вы делаете самовспоминание как можно более сильное, дойти как можно ближе. В процессе практики вы постоянно вспоминаете себя. Потому что только практика с самовспоминанием может стать достаточно осмысленной и глубокой.
Значит, практикуется 15 минут утром и вечером. У нас групповое соединение происходит в 12 ночи и в 9:30. Утром, кстати, когда душа входит в тело, я имею в виду не тонкие тела, там астральное-ментальное, а именно душа соединяется, тоже желательно сразу безо всяких разогреваний вы сели в постели и сразу входите в практику. Это желательно, это дает определенный разгон. Вообще с душой хорошо соединяться после сна сразу, вы еще не так далеко от нее.
И дальше вы практикуете постоянно. То есть каждый раз, когда у вас возникает мысль, что вы находитесь вне себя, когда вы отождествились с какой-то формой взаимодействия с миром, грубой материальной или тонкоматериальной, когда вы что-то планируете, мечтаете, какие-то разборки на уровне тонком, ментального плана - когда вы это вдруг видите - сразу начинайте практиковать. Аналог того, что делает вся комната, но только более тонко и более точно - и приходите к «здесь и сейчас». И вы наблюдаете, как эти материи, которые вас захватывали, начинают тянуться и отставать от вас. Когда вы удерживаете это состояние, не состояние - практику - эта липкая материя начинает отлипать. Вот этот момент надо тоже отнаблюдать.
И отнаблюдать то, как меняется смысл той формы, к которой вы прилипали вот только что, и как меняется ваш взгляд на это же, когда вы отлипли. В чем разница? Разница здесь, различие в состоянии очень сильное. Тот смысл, который мы имеем в обычной жизни, полностью отождествившись со всеми этими смыслами наших действий, нашей жизни, всего, чему мы придаем обычный смысл - это все исчезает, когда мы из этого вытягиваемся. Другая сторона этого - что вы должны посмотреть на все это с другой точки зрения.
Постепенно, когда сознание стабилизируется в одной точке, вы будете иметь одну правильную позицию по отношению к себе.
Конечно, возникают препятствия. Силы материи, все силы личности, планетарные и ваши личные, естественно, они будут стремиться захватить вас, вывести. Они будут говорить вам, безмолвно правда, что в этом очень большой смысл, вот там, то, что там находится. Что вы пренебрегаете вот этим смыслом, пренебрегаете какими-то важными вещами в жизни и т.д. и т.д. Что все это чушь. И дело в том, что - самое плохое (ну, как? От этого никуда не деться) - состояние «здесь», в самоосознании, и состояние «там» - между ними такой барьер или бездна, что, будучи вовне, вы не можете себе представить состояние самоосознания. И поэтому, поскольку вы не можете представить, для вас оно не имеет смысла. Если вы сильно выпали, то вам практически не за что зацепиться, чтобы выработать смысл, выработать стимул, чтобы возвращаться обратно. Вот это очень серьезная проблема. Только начав практику, выполняя обещание (в данном случае обещание будет последний звонок) - только выполняя это обещание, видя что вы очень забурились в материю и что снова мир стал как всегда и так далее, только выполнив обещание вы вернетесь и скажете себе: «Боже мой! Я чуть не погиб! Меня чуть не съели». Понимаете? И это действительно так. И я вам даже скажу, что это происходит со мной. Так что опасность, она исчезнет только после посвящения достаточно серьезного. Различие состояния очень большое.
Но и привилегия быть самосознательным - тоже великая возможность. Просто я скажу вам по опыту: много я видел людей, практикующих в разных формах - психологические тренинги, эзотерические и прочие. Но вот я вижу достаточно много людей, которые … Очень много людей на самом деле, которые сейчас приобщились к этой практике. Ну таких людей в стране единицы. Сегодня таких единиц стало еще больше, ну, может быть в два раза, чем было до этого. Это на самом деле очень редкая практика, хотя вы сами видите, насколько она проста по форме, но на самом деле достаточно сложная по правильному выполнению. И это та единственная ниточка, тот хвостик, за который можно, потянув, приблизиться к чему-то реальному.
На самом деле вы же понимаете, что все великое - просто, все гениальное - просто. Христос сказал: «Любите друг друга», - и все как бы просто. Ну, с его точки зрения все очень просто. А насколько это, оказывается, … ну самая сложная вещь! Да? И то же самое - не кради. Мы постоянно крадем друг у друга: кто-то вещи, кто-то мысли, кто-то изречения. И так по каждой заповеди можно пройтись очень хорошо. Простые вещи очень трудно для исполнения.
И если вы почитаете, допустим, беседы с Шри Раманой Махариши, с просветленными людьми, сейчас книги такие есть, то имея вот эту практику, вы увидите, что они абсолютно правы и что они говорят об очевидных вещах и иногда даже может быть испытывают отчаянье оттого, что такие простые вещи никак невозможно донести. Они говорят день, два, неделю, год, десятилетия с людьми, и люди снова возвращаются к тем же самым проблемам, задают те же самые глупые вопросы, не имеющие отношения к делу на самом деле. И постепенно начнет пониматься, о чем же, собственно, говорят эти просветленные. Это я могу гарантировать по опыту, точно. Это начнет видеться.
Потом можно сравнить для примера, что вы видели до того. То есть грань-то тонкая, но она непроходима, практически, для непосвященных. Там очень тонкая, как между состоянием перед засыпанием и самим сном тонкая грань. Здесь то же самое.
Обычно, когда я даю практику, мы делаем перерыв и практикуем. Один раз или несколько, в зависимости от времени. Как эта практика происходит? Мы сейчас все дружненько встаем и расходимся по углам, ходим по помещению, одновременно стараясь практиковать самовспоминание. Отмечайте, как вы выпадаете - вот все процессы, про которые я говорил - все это отмечайте. Но главное - это сам процесс.
В.: Прошу желающих высказаться о своих впечатлениях.
Ж.: У меня и глаза изменились - не зомбивские, а нормальные.
Ж.: Вот когда быстро ходишь, по-моему, трудно себя осознавать. Быстро ходишь, какие-то движения делаешь, быстро поворачиваешь.
В.: Да, осознавать нужно всегда, но нужно знать, что быстрые движения зачастую приводят к более полному отождествлению с формами. Поэтому поначалу нужно стараться двигаться не торопясь, делать все более медленно, чтобы не сбивать процесс… Вообще, каждое движение, каждый тип движений, которых у нас много, каждое движение сустава, поворот головы - это особая программа, которая развивалась в детстве, форма. И она отвлекает сознание практически всегда. Т.е. мы движемся не телом, а сознанием. Сознание стягивается в соответствующие области тела. Поэтому вы могли заметить, что при поворотах, при каких-то неоднородных типах движения самовспоминание пропадает. Достаточно повернуть голову немножко - уже пропадает, потому что этому отвечает другая программа, другой тип, другая форма отождествления.
Ж.: Ну, у меня было такое, что там темно и свет, из темноты - в свет выходишь. Потом опять в темноту заходишь.
В.: Я вас прошу выражаться наиболее точно, чтобы вас поняли. Я переведу. Было сказано вот о чем. При входе в процесс самовспоминания появляется ощущение большей освещенности объектов. Когда вы выходите, снова поглощаетесь, снова свет затухает. Кто-нибудь еще такой же эффект отметил? Т.е. выходишь, и вроде как освещенность поднялась. Кто еще? Двое? Ну, было бы лучше, чтобы хотя бы половина. Потому что это эффект достаточно общий и причина этого вполне понятна. У нас на глазах находятся очки, шоры определенные. В процессе самовспоминания они снимаются. И та часть света, которая исходит, которая поглощалась этими очками, она начинает проходить. У вас возникает ощущение большей освещенности. Это один из контрольных таких эффектов практики. Т.е. если у человека это есть, значит он практикует более-менее нормально. Еще?
М.: Это в медитации происходит, когда практикуешь утром или вечером, такое бывает, что все становится ярким, желтого цвета, как будто загорается.
В.: Еще какие эффекты?
М.: Более такая гамма цветов, более чувствительные цвета становятся.
В.: Да.
М.: И еще противоречивое чувство беззаботности, безразличия.
В.: Пофигизма, да?
М.: Да.
В.: Ну, это происходит из-за того, что освобождается поле, обычное психологическое поле, т.е. вы отстраняетесь. Ну, первый эффект такой - безразличие определенное, т.е. вы не привязаны, у вас нет стимула двигаться куда-то. Потому что вы отходите от старых образцов, и у вас возникает ощущение пустоты и неподвижности. Стимулы к движению, к активности появятся потом, когда вот эта пустота будет наполняться как говорил Христос, «опустоши себя и я наполню тебя». Это как раз вот об этом. Личность нужно опустошить. Т.е. вот этот сосуд, который сейчас занимает множество форм, его нужно опустошить. Тогда, как Христос нам обещал, мы наполнимся новым смыслом. Ну, эту процедуру нужно повторять снова и снова, это сразу не заполнится и не сдвинется.
Значит, появление цветов, да? Новых. Это тоже правильный признак. Действительно, если вы взглянете, пройдетесь по улице, войдя в состояние практики, вы просто не узнаете. Я не буду говорить, что еще, будут какие эффекты. Желательно, чтобы вы сами сказали. Ну, сейчас мы на улицу не будем выходить, это вы уже сами отметите, интересные изменения восприятия. Еще какие изменения?
М.: Начинает энергия как бы подкидывать тебя.
В.: Т.е. освобождаются какие-то запасы энергии, да?
М.: Подпрыгиваешь, сидишь и дергаешься весь.
В.: Ну, это просто освобождение. Та энергия, которая была закупорена в формах определенных, она начинает освобождаться и … А поскольку вы не готовы сразу такие выплески воспринимать, то иногда двигательная активность… Ну это все, в основном, на начальных стадиях возникает. Еще, вот по части зрительного восприятия, кто еще заметил?
Ж.: Часы тикали: тик-тик-тик. Как время отсчитывали.
В.: Тикали где?
Ж.: В голове.
В.: А в каком месте головы? С какой частотой?
Ж.: Ну, как секунды.
В.: Да? Ну это слишком часто. Вообще говоря, вот то, что вы говорите - это достаточно серьезное явление, но частота должна быть больше. Это открытие аджны, открытие третьего глаза. Когда этот процесс маятника завершится, вы переходите в другое измерение. Но вот с такой частотой, не знаю, ничего не могу сказать.
А вот по зрительному еще? Обычно люди делятся так в группе: одни замечают повышение освещенности. А вторые отмечают второй фактор, который я хотел бы услышать.
М.: Яркость?
В.: Ну, да, яркость, я говорил уже. Еще что?
Ж.: Четкость изображения.
В.: Четкость. Кто-нибудь заметил еще повышение резкости из новичков? А почему вы не сказали? Удалось вам увидеть те детали, мимо которых вы проходите в обычной жизни? Вот вы подходите к предмету и вдруг видите, что обычно таких деталей не воспринимают.
М.: У меня было ощущение такое, что я как бы удалился вообще от предметов.
В.: Да, это называется объемность восприятия. Вот когда вы будете смотреть, сидя дома, из окна на дерево. Ну, по утрам вы можете так практиковать еще. И вы вдруг увидите потрясающее нарастание объема. Т.е. вообще, когда предмет находится на расстоянии, объем, он скрадывается за счет расстояния, да? А тут вдруг дерево становится выпуклым, объемным. Очень интересный эффект такой. Вот понаблюдайте его. Причем сидя за стеклом.
М.: Ну, у меня такое. Я на обои дома, когда начинаю медитацию, сажусь метра на два, на три. Со временем появляется как бы удаленная часть, полосами идет, обои почему-то разделяются полосами, ближе… И вот весь рисунок, который там далеко не разглядывается, сразу весь его видно, даже до мельчайшей точки, четко и ясно видно. А потом дальше он вообще становится сплошной, и все цветочки начинают как бы в объемные превращаться, дальше-ближе. Все четкие такие становятся. И потом яркость цветов дальше.
В.: Вот такое восприятие, голографическое, оно обладает исцеляющими свойствами. Т.е. восстанавливается ваша целостность, и просто вы начинаете выздоравливать. Вот такое голографическое зрение.
Эти все эффекты связаны с тем, что снимаются вот эти, как я говорил, очки, которые заслоняют восприятие и плюс тот эффект, что вы приближаетесь к источнику осознания, источнику энергии, и она дает вам возможность просто сделать те вещи, которые требуют дополнительной энергии, вот и все. Т.е. энергетичность вашего сознания возрастает, и вы можете проделать более интересные вещи, чем в обычном состоянии.
Понаблюдайте. То же самое в отношении других органов чувств: слуха, осязания, обоняния и т.д. Зрение, как правило, наиболее ярко проявляющееся.
Ж.: Когда плачешь на медитации - очищается сердце?
В.: Ну, все должно происходить естественно, чтобы это не было проявлением невротических состояний. Это не для всех, конечно. Но вообще это хорошее явление, потому что энергия поднимается из сердца сюда, а здесь находится центр слез, который управляет слезами. И когда энергия доходит, то начинают неудержимо литься слезы. Ну, это явление не часто встречающееся. Поэтому я не могу тут сказать что-то. Всем желательно пройти это и т.д. Но это, действительно, очищает личность до такой, кристальной чистоты почти, до состояния святости где-то. Ну, это более уже продвинутые стадии, когда будет энергия воли переходить в энергию любви и мудрости. Пока у нас этот интерфейс не налажен, в нашей практике. Ну, я думаю, это будет происходить.
Секрет здесь, видимо, в упорном, как я говорил вчера, в тупом практиковании. Какие бы проблемы ни встретились - просто тупо практикуйте. Ну, тупо не в смысле неправильно, а в смысле упорно. И просто знайте, что результат будет, изменения будут. Безвыходных ситуаций вообще не будет. Их и нет на самом деле.
Я рекомендую любой процесс, любой жизненный процесс - вот вы садитесь кушать, допустим, выходите на улицу, идете - любой процесс, который растягивается во времени хоть как-то - на несколько минут или несколько часов - начинать его с процесса самовспоминания и потом в совершении самого процесса время от времени вспоминать. Когда вы видите, что вы захвачены, вдруг осознаете, что вы потерялись - сразу возвращаться. Это как раз упражнение по развитию вот этого мускула, который втягивает к источнику сознания. Только так он и развивается. И чем больше, как известно из бодибилдинга, чем больше тяжести берешь, тем тяговое усилие мышцы больше развивается. Т.е. нужно брать как можно большую тяжесть. Нужно сочетать два типа упражнений: на число повторений и на усилие. Тогда мышца развивается нормально. Так и здесь: берете тяжелую ситуацию вплоть до летального исхода родственника, причем близкого. Ну, я надеюсь, что не будет этого. Это достаточно предельная ситуация, и вы должны ее пройти. Если вы пройдете, значит ваш мускул еще больше возрастет. Я не буду говорить то, что … Там можно замазать эту ситуацию, сказать, что человек там попадет в рай, перевоплотится снова и т.д. Т.е. можно все это на тормозах спустить. Не надо спускать ситуации на тормозах. Нужно брать их, как они есть, безо всяких оправданий, объяснений. Просто как факт, и с этим работать.
Вы должны вытащиться из этого настолько полно, чтобы видеть это совсем с другой точки зрения. Я бы сказал, что с объективной, но на самом деле не так. На самом деле с глубоко субъективной. Но в другом смысле это именно объективная позиция. Тут объяснять я не буду долго. На самом деле более реален мир субъективный в этом смысле, т.е. чем глубже в себя, тем реальней. Поэтому - взгляд субъективный. Хотя у нас, в нашей идеологии субъективность почти что синоним иллюзии или лжи, в эзотеризме это синоним большей реальности.
Что бы вы ни делали, пусть вы занимаетесь хатха-йогой или там загибаете ноги за голову - продолжайте процесс. Во всех ситуациях, в каждой позе вы должны, я имею в виду хатха-йоговской или любой другой, прожить. Так же, как ребенок учился вставать, ползти во всех формах этого движения: ползти - так во всех формах, ходить тоже по-разному и т.д. Так и здесь вы должны провести технологию самовспоминания через все виды движений физического тела, астрального (как желание-нежелание), ментального. Все это нужно провести. И все, что вы будете проходить, все будет подвергаться пересмотру.
Будут возникать странные ощущения довольно-таки. Ну вообще, что-то будет происходить с миром такое, непонятное, или с сознанием, в общем вы не сможете понять, точно скажу, что происходит? По привычке, мы относим это к сознанию. Не мир меняется. Ну, странные ощущения, очень, их трудно описать, потому что для них и слов-то нету. Взаимосвязи между формами, которые были где-то, они будут меняться. И как говорят поэты, будет возникать эффект «остраненности», т.е. довольно странно будет зачастую все выглядеть. Но это переходный период к приобретению большей ясности. В Дзен это в такой форме высказывается:
Когда я не практикую - я вижу горы и реки.
Когда я практикую - я не вижу ни гор, ни рек.
Когда я закончил практиковать (и достиг сатори) - я снова вижу горы и реки.
Понимаете? Вот этот переходный период, когда все начинает вот так как-то - вообще все не то - он будет постепенно сменяться периодом большей ясности. Хотя время это по-разному. Но все равно, появление остраненности, оно будет, наверное, происходить, ну, наверное, почти всегда. В той или иной степени.
Вопросы есть какие-то?
М.: Я еще хочу поговорить о собирании вот этом, самоосознавании. Что значит собираться? Это концентрация на какой-то точке или что?
В.: Нет. Вы здесь сосредотачиваетесь на своем существовании. На чем-то большем вы не можете сосредоточиться. Потому что «я» у нас ложное, т.е. наши представления или мысли какие-то, формы восприятия нашего «я» - они ложные. Мы воспринимаем свою личность или, в лучшем случае, очень тонкие слепки своей личности, своего «я» на материи личности. Это все ложно. Нужно ориентироваться на то, пока неопределенное достаточно чувство, ощущение, что вы существуете, что вы есть. Со временем оно будет становиться все более ярким и определенным. Ну, завершение этого, конечно, когда вы скажете, что я есть Атман и весь мир вращается вокруг меня - это будет завершение этого процесса.
Но пока… Но нарастание будет сознательности. И я вам обещаю, что после третьей инициации вы просто увидите, что означают слова «быть ближе к себе». Т.е. для вас это будет реальный геометрический факт. И расстояние до «я» вы сможете вычислять, вы будете ощущать его. Вы будете как бы ощущать, аллегорически говоря, дыхание своего «я». Пока об этом еще рано говорить, пока только будет намечаться путь, развиваться соответствующий ресурс, чтобы подтянуться. На самом деле эта дорога, она закрывается несколькими дверями энергетическими, очень сильными. Их так просто не пройти. Чтобы их пройти, нужно собраться в точку, сбросить все формы. Вот. Об этом Христос еще говорил. Ну, пока факт собирания, отрезвления. Самовытягивания.
М.: Можно я скажу? Когда мы получали практику, очень четко осталось в памяти, что когда ходишь по улице, кроме неподвижной практики, когда мы утром должны присутствовать и переживать «я есть» (не в мантрах, хотя иногда слова приходится повторять), а вот когда мы ходим по улице или что-то делаем, мы должны все, что мы видим воспринимать как отражение «я» и возвращение к нашему «я есть». Все, что бы мы при этом ни видели - едущий трамвай, человека, идущего навстречу или мимо - должны возвращать нас к чувству «я есть». Конечно, я через некоторое время заметил, что это гораздо проще делать глазами, когда ты только глазами видишь. А если ты строишь ментальную конструкцию, либо выступаешь, либо слушаешь кого-то, то немножко сложнее. Т.е. отражаться от всего, возвращаться в «я есть».
В.: Значит, новая точка сборки, она закрепляется в динамике. Когда вы постоянно даете подтверждение самому себе и миру, что «я есть», вы закрепляете эту точку. Именно в движении. Хотя и практика, утренняя и вечерняя - она имеет свое значение.
Еще опасность существует, что, когда люди начитались про Атмана, про «Я», они заменяют этот процесс думанием, тонкими размышлениями. Эти вещи должны сразу останавливаться, точнее не останавливаться. Здесь нет места насилию над самим собой и каким-то процессам подавления - это просто переориентация и все. В динамике могут происходить достаточно сильные процессы фиксации около центра самоосознания, когда вы говорите, что-то делаете. Это возможность для фиксации. Не нужно рассматривать этот мир как помеху для практики. Наоборот.
Ну, конечно, вся психология, которая обсуждается сейчас в книгах, она станет достаточно прозрачной, ясной, истоки психологических проблем, пути их разрешения… Ну вы поймете, что путь-то один разрешения - только через самоосознание. Все проблемы имеют один корень - это снижение самоосознания, вот и все. Источник один проблем.
М.: Самое-то главное, если бы сейчас вдруг можно было сделать самосознательным, самоосознающим город или страну, как было бы замечательно! Во-первых, все войны прекратились бы, все имущественные и прочие проблемы, вообще все бы прекратилось, моментально!
В.: Ну, это пока из области фантастики. Но вообще определенное число самоосознающих людей, оно бы могло остановить, действительно, процессы негативные. Ну, некоторые говорят об одном проценте людей - так примерно. Другие дают меньшую цифру.
Я организую группы и провожу где-то с 1985 года. И каждый раз, как только мы где-то приближались к технологии самоосознания, группа разваливалась. Я начинал с предварительных вещей, т.е. мы изучали эфирные энергии, астральные, ментальные, все эти процессы взаимодействия между формами. Т.е. я думал, что подготавливая людей с нуля или там с какого-то уровня, можно их подвести к пониманию правильной медитации, к процессу осознания. И каждый раз происходит развал.
А сейчас я решил начать с другого конца, вообще, т.е. игнорировать все эти вещи, которые присущи обычному пути, тому, который практикуется во всех системах, в йоге, во всех системах. И начать с конца. Иначе, как я говорил, путем знания добраться до этого не представляется реальным уже. Тем более для людей, для которых йога не стала смыслом жизни или богопознанием. Ведь далеко не все же из вас поставили себе цель предельное самопознание, правильно? И тем не менее, такая хитрость, что я вас приобщил к технологии самопознания. И в следующей жизни, вы родитесь, у вас будет уже цель, серьезная цель.
М.: ?
В.: Ну, это зависит уже от состояния планеты.
М.: А от нашего состояния не зависит?
В.: Скорее всего, если мы родимся, мы родимся уже где-то недалеко друг от друга, мы встретимся там, соберемся снова в какую-то группу. Потому что такого рода процессы, это довольно такая связь, кармическая.
М.: Вообще говоря, и Венера достаточно хорошее место.
В.: Вообще считается, что Марс - подходящее для большинства человечества. Но мы, как элитная группа, наверное, на Юпитер отправимся. Юпитер это же самое … после Солнца.
Ж.: Юпитер - это же Господь. Юпитер.
В.: Ну это прямое проявление, но второлучевое.
М.: А Сатурн?
В.: Сатурн - это третий луч. Считается, что в прошлой солнечной системе он был солнцем. Он соответствует физическому плану: карма всякая. А Юпитер - это второй луч.
Ж.: Божественный луч. Господь.
В.: Нет, божественный луч - первый. Если быть точным.
Ж.: Первый - это могущество. И тем не менее они все три идут вместе.
В.: Ну, если уточнить, на самом деле наша солнечная система идет под вторым лучом. Вся. Наш Логос солнечный, т.е. наш Бог, Господь - он второлучевой. Но для нас он проявляется как Шива, как перволучевой. Понимаете? Т.е. для нас его любовь слишком сильна, она нас в атомы превратит, понимаете? Поэтому она выглядит как устрашающий первый луч воли. А в системе более крупной это проявление второго луча, это сердце той системы - нашей солнечной системы. Поэтому и говорится в Библии, что Бог есть Любовь. Вообще-то Бог - это огонь появляющийся, для нас.
…
Еще вопросы есть, более существенные?
Ж.: Меня интересует как вечером практиковать? Нужно полностью уединиться, чтобы тишина везде была или, допустим…?
В.: Желательно уединиться, да. Ну, вообще, нужно выработать правильную установку, что помех для практики нет в принципе. Но лучше практику провести в классическом стиле: в уединении, сидя в позе лотоса…
Ж.: А важно, на какую сторону сидеть?
В.: Ну, неважно. У меня как-то получилось на восток, случайно, наверное.
Для этой практики топливом являются все препятствия. Есть топливо твердое, жидкое, газообразное. Вот. Используйте его. Твердое - это самые такие тяжелые проблемы, жидкое - проблемы, связанные с эмоциональностью, с чувствами, газообразное - это ваши неправильные представления или представления, которые мешают осознавать себя. Все это нужно использовать как топливо. Обстоятельства, препятствия - это такой плотный уже, уплотнившийся материал.
Ну ладно. У нас еще традиционно, я ввел такую процедуру передачи. Это как бы помечание. Ставится метка на человека энергетическая. С вашего согласия. Будем проводить или нет? Если кто не хочет, то можно завершить, ну, индивидуально.
Ж.: Что она дает?
В.: Ну, она дает, что человек - наш. Сверху становится видно, что человек наш.
М.: Можно добавить еще? Вообще ощутимо чувствуется передача энергии и изменение пространства.
М.: Я готов.
В.: Если кто не готов, уединитесь в той комнате, чтобы я знал. А кто готов, сядьте и закройте глаза. Передача еще зависит в определенной степени от вашего состояния. Ну, которое вы, правда, не можете сейчас изменить.
(передача) (там на заднем плане женщина ходит и воет. Та, которая не осталась на передачу)
В.: Ом. Передача закончена.
Я тут заметил, что каждому дается своя энергия. У всех по-разному. Это зависит от потребности. Восприятие энергии зависит от чувствительности. Тем не менее, она будет работать вне зависимости от того, что вы почувствовали. Если вы не обладаете чувствительностью к энергии, то она работает как обстоятельство. Или как отсроченное переживание, т.е. она может сработать через какое-то время. Но здесь это не принципиально, в данном случае. Важна ваша работа постоянная. Ну а групповой аспект - это уже веяние нового века, Водолея. Раньше работали индивидуально, сейчас - в группах. Вырабатывается так называемое групповое сознание.
Вопросы есть по этой части?
М.: Я не чувствую про себя, но чувствую, что все равно идет она, сдвиги какие-то есть.
В.: Энергия проявляется по-разному. Во многих аспектах. Все аспекты трудно отследить. Ну, здесь наблюдение за энергией не главное ведь. Главное - осознание. Чувствительность, она разовьется со временем, когда очистятся каналы.
Другие практики