Практическое самоосознание
(вводная лекция)
Если говорить в общем, повышение сознательности сводится к тому, чтобы убрать лишнее от того, что связывает наше сознание. В процессе этой практики, практики прямого осознавания, становится хорошо видно, сколько лишнего содержит наша жизнь, становится видно, что является существенным.
Часто говорят, что жизнь - это сложная вещь, все, наверное, с этим согласятся. За исключением тех, кто прозрел, что жизнь, на самом деле, штука простая, в основе своей. В чем же заключается эта сложность?
А сложность, и я думаю, вы легко подтвердите эти слова, заключается в игре того огромного количества форм - форм нашей жизни, программ поведенческих, форм мышления, форм социальных, которые приводят, так сказать, к броуновскому движению всего этого. Там где-то война, какие-то интересы, какая-то личная жизнь, индивидуальная, социальная, групповая - все перемешено в такой большой каше, и зачастую встает вопрос (ну для тех, кто об этом думает, конечно): куда я иду, есть ли вообще смысл и в чем смысл всего этого? Рано или поздно, человек в своей жизни доходит до вопросов подобного рода. На самом деле, за этой игрой форм, если мы полностью погружены, нет смысла. Смысл появляется тогда, когда мы смотрим на весь этот процесс с другой точки зрения.
В процессе игры всех этих форм, поскольку человек сам нашпигован ими (что такое форма в человеке мы еще поговорим), человек сталкивается с таким явлением, как страдание. Что такое страдание? Думающий человек спросит: должны ли люди избегать страдания? Для человека, особенно не задумывающегося, вопроса нет - однозначно избегать. Но вы понимаете, что избежать этого невозможно.
Психологическим следствием увеличения осознанности является то, что человек начинает смотреть на страдание и ломку форм совсем с других позиций. Страдание изменяется так, что человек полностью меняет к нему отношение. Если по большому счету, он перестает страдать, и в этой практике - практике осознанности - то, что раньше было страданием, становится топливом для практики. В страдании заключена огромная потенциальная энергия.
Так что одной из мотиваций для практики осознанности может быть желание изменить свое отношение к страданию в принципе. Не к какой-то конкретной форме страдания, а к страданию, к дискомфорту в принципе. Можно ли это сделать? Обычно такой вопрос даже и не ставится в психологии. Вот в философии ставится, в основном, восточной. Но обычно это подается под углом практики, связанной с уходом из социума, делается такой вывод: социум - это зло, ничего здесь не поделаешь, и можно только уйти и найти счастье в уединении, размышлении, достижении нирваны.
Так вот, я утверждаю, что решение для социума есть, но оно малоизвестно. …
Для начала я советую посмотреть фильм «Матрица» с хорошим переводом. Мы живем в матрице. Увидеть это очень сложно, потому что механизмы этой матрицы отработаны миллиардами лет и она гораздо хитрее, чем любая из наших составляющих - ум, чувства или ощущения.
В фильме всегда есть, как минимум, одна точка, через которую можно выйти в реальность - это телефон. Так вот, есть такая точка, через которую можно выйти. Достижение этой точки связано с практикой самоосознания. Процесс это сложный, долгий. Быстрых успехов в просветлении никто не обещает. Потому что нужно побороть практически все механизмы этой матрицы. Если в фильме технология матрицы базировалась на железе, на продвинутой технике, компьютерах, то у нас дело обстоит гораздо хуже, у нас эта матрица имеет в базе своей тонкую материю, то есть эфирную, астральную, ментальную, и механизмы здесь гораздо более хитрые, более быстрые. Есть те же объекты, как в фильме: агенты, спасители, виртуальные миры. Эта матрица создалась за то время, пока существует человечество. В процессе деятельности человека создались все формы его существования как физического, астрального, ментального - то, что называют личностью. Пленетарная матрица - это, можно сказать, планетарная личность. Она построена по тем же принципам, что и наша личность, все то же самое, только в других масштабах. И управляет она не одним человеком, а всем человечеством. Все программы, что у нас есть, все, что мы только можем придумать, почувствовать - почти все - все это есть в матрице. Весь опыт человечества, в том числе и негативный, все признаки, качества, свойства, которые выработало человечество - все это отпечатывается в индивидуальной матрице. Нам по наследству передается все, ну что мы захотим, конечно, взять. От какого-то наследства мы можем и отказаться, то есть мы можем не взять от родителей, от окружения такие программы как, скажем, ненависть, зависть, ну а можем взять, если мы дадим на это внутреннее согласие. На самом деле этот момент внутреннего согласия он всегда есть, всегда есть выбор. Но только от природы люди очень разные, одни отказываются выбирать эти внутренние программы, а другие не отказываются.
Помните, в фильме был человек один, который предал всех. Его вытащили по каким то признакам из матрицы, а потом выяснилось, что он не дозрел еще, в этой матрице как бы не доносился, то есть чего-то он не получил еще, какого-то опыта, удовлетворения. Эта матрица ему не надоела. Не дополучил свой компот. И в результате эта скрытая тяга, не проявленная, она его обратно затащила в матрицу. Во всяком случае, он сделал выбор.
Вопрос, по большому счету, такой: насколько человек конкретный накушался этой матицы и у него есть ощущение безвыходности, тупика, разочарованности, которые бы являлись движущими мотивами для рождения во что-то новое? Пока у вас есть стимул получать удовольствие какое-то от пребывания в матрице, то никакого смысла нет двигаться к самоосознанию, то есть к истинному, к источнику самоосознания. Должна быть движущая сила в виде неудовлетворенности какой-то. Хорошим мотивом может быть, скажем, стремление вернуться к более глубоким переживаниям. Это хороший стимул. Когда вот эта поверхностность восприятия просто надоедает и уже начинает тошнить от всего этого. То есть ни глубоких чувств, ни глубоких мыслей - ничего нет - и честный человек говорит: я хочу вернуться в детство, я хочу снова ощущать эту глубину, я хочу, в конце концов, любить - детей, любить людей вообще. Люди более поверхностные - они начинают растекаться по поверхности, они создают новые формы. Например, культурные - одежда там экстравагантная, вычурная такая. То есть они идут не в глубину, а в ширину. Это подход людей, которые как бы сдались на милость матрицы, они не могут выйти за пределы матрицы просто в силу своей внутренней структуры, отсутствия некоторых типов энергий. По большому счету, наверное, честности. Где-то так вот.
Как это называется? Когда человек под перстом судьи стоит, то честный человек просто признает: да, вот такой я нехороший, а другие начинают юлить, искать, приспосабливаться. Честный подход состоит просто в признании факта. Для таких людей есть перспектива, есть шанс. Для тех, кто растекается по горизонтали, у них шанса нет, практически.
Подумайте, поэтому, хорошенько, посмотрите свою жизнь и попробуйте увидеть, чего в вас больше: приспособленчества или прямостояния. Человек, он же прямо стоит. А животное по горизонтали ходит. Были ли моменты в вашей жизни или выборы, чтобы вы не уходили и приспосабливались, а признавали факты и пытались жить с этим? Хотя это тяжело, конечно, зачастую. Признавать истину. Так что на самом деле по большому счету борьба с матрицей, она приводит иногда к выбору между жизнью и смертью. Ну, мы с вами до этой стадии не будем доходить, потому что есть сейчас техника, вот эта технология.
Теперь по большому счету о мужском и женском, или почему мы здесь гости? …
скачать лекцию целиком (MS Word)
скачать аудиозапись (mp3, архив rar 161Mb)
Другие практики
На самом деле все достаточно просто. Как спираль, которая идет от центра к периферии, совершая много кругов вокруг точки, вокруг центра спирали, и в конце концов образует лабиринт, так и мы оказались на самом краю этого лабиринта. И прямой путь для нас - не самый очевидный. Видим мы тот путь, который самый длинный. Прямой путь лежит прямо к центру. Это не только аллегория, это нужно понимать буквально.